В этой постановке, ставшей для Шаляпина последней значительной работой в Мариинском театре, он был и режиссёром, и исполнителем партии Ерёмки, над поиском интонационного и пластического рисунка которой работал с большим творческим подъёмом [13] [10] [14]. Решив, что не найти художника, который сможет лучше Кустодиева почувствовать и изобразить мир Островского, коллектив театра отправил к нему Шаляпина с предложением заняться созданием декораций и костюмов для «Вражьей силы» [15]. Когда Шаляпин пришёл к художнику и увидел Кустодиева прикованным к креслу, его охватила «жалостливая грусть» [16] :.
Правила комментирования
Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций [17] [18]. В то время художник писал режиссёру Василию Лужскому : «Я сижу дома, и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен» [19] [20]. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин [17] [18].
Личность певца, его внутренний и внешний облик, притягивали к себе его современников, выражавших впечатления в своих лучших работах — в мемуарной и художественной литературе, скульптуре, графике, живописи. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов [2] [21] [22].
Некоторое время спустя певец приехал к художнику с дирижёром Мариинского театра Даниилом Похитоновым [17]. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной [13].
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы [23]. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках.
Кустодиев с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался [5] [14] [24] [16]. В году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка « Орфей и Эвридика », а также спектакль из трёх одноактных балетов — « Павильон Армиды », « Карнавал » и « Шопениана » [25].
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова « Царская невеста », которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме [26]. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции , из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства , и даже нотному письму.
Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен.
Будучи придирчивым даже к самым малейшим деталям, такое же серьёзное значение он придавал и художественному оформлению оперы, чтобы все её элементы приобрели бы единую художественную целостность [10] [27]. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения [14]. Шаляпин регулярно приезжал домой к Кустодиеву, рассматривал черновые эскизы до написания их маслом, радуясь тому, что художник понял его замысел [24]. Неоднократно они вместе пели дуэтом, вспоминая песнями родную Волгу , рядом с которой оба выросли, благо, что у Кустодиева был неплохой тенор [2] [6] [14] [28].
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета [23] [24].
Содержание
Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей, их темпераменты, типажи и ужимки [29]. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет» [24].
Как отмечал Шаляпин, Кустодиев «с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной.
- познакомиться с девушкой Тель-Авив.
- секс знакомства для орального секса Рамла;
- Портрет Ф. И. Шаляпина (картина Кустодиева) — Википедия.
- нимфоманки знакомства Нетания.
- В Татарстане открылось агентство знакомств для мусульман.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился» [30]. Посмотрев спектакль, Александр Блок , поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке «Вражья сила» Серова достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком « Мефистофель » вообще местами, а не заурядный русский дьявол» [27]. Именно той зимой Кустодиев неожиданно и возобновил работу над начатым ещё осенью портретом Шаляпина [32] [14]. Как вспоминал Шаляпин, над «национализированной» колоритной шубой сомнительной судьбы «посмеялись и условились работать» [16] [28] [33]. Для начала Кустодиев сделал несколько этюдов и подготовительных рисунков, а уж затем приступил к созданию основного полотна [14] [34].
По взаимному согласию Кустодиев стал писать Шаляпина именно в той шубе, полученной вместо гонорара [32] [34]. Также Шаляпин пожелал чтобы у его ног на картине был запечатлён его домашний любимец — французский бульдог мопс Ройка.
- знакомство с мулатками Рамла.
- лучший сайт для знакомств Ашкелон;
- Делегация блог-тура «Чудеса Ставрополья» посетила Шпаковский район.
- 歡迎光臨paskydiblia在痞客邦的小天地!
- секс знакомства Ришон-ле-Цион вконтакте.
Несмотря на то, что пёс был дрессированный и даже падал замертво, когда хозяин говорил « Городовой! Как вспоминал сын Кустодиева, «для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее» [35] [2] [28]. Однако главную проблему составляло не это, а то что Кустодиев решил изобразить Шаляпина в полный рост, в результате чего размер полотна превысил два метра [22].
Сеансы позирования проходили в комнате, служившей Кустодиеву мастерской. Она была такой маленькой и тесной для огромного Шаляпина, заполнявшего чуть ли не всё свободное пространство комнаты, что Кустодиев не мог охватить его фигуру целиком и картину пришлось писать по частям, а некоторые этюды даже пришлось переносить по клеткам [14] [36] [2] [22] [1]. При этом Шаляпин позировал уже тяжелобольному художнику, прикованному к инвалидному креслу [37].
Муж переводчицы Корана Валерии Пороховой не одобрил фетву ДУМ РФ, запрещающую жениться на иноверках
Будучи уже не в состоянии встать, Кустодиев сидя написал среднюю часть портрета, а над верхней и нижней был вынужден работать полулёжа, глядя вверх на специально наклонённый в почти горизонтальном положении подрамник с холстом, который расписывал, как плафон [38] [14] [2] [22] [1] [39]. Благодаря укреплённому на потолке блоку с продёрнутой в него верёвкой и грузом Кустодиев мог сам без посторонней помощи регулировать наклон холста до необходимого положения [22] [28].
Впоследствии искусствовед Пётр Нерадовский , посетивший квартиру художника в году и увидевший почти законченную картину, так вспоминал о том, как ответил Кустодиев на вопрос «Как же вы писали такой большой портрет? Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро» [16]. Однако для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты [14] [40].
Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении. Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева [38] [14] [2] [41].
Хочу в Евпаторию! 8 дней
Оригинальный портрет — x см , масло на холсте ; слева внизу подпись : «Ф. Уменьшенное повторение — 99,5 x 81 см , масло на холсте; справа внизу подпись: «Б. На первом плане, на заснеженном пригорке величественно возвышается, высится, стоит в эффектной, нарочно театральной позе статная исполинская фигура солидного, богатырского сложения мужчины — седовласого Шаляпина в бобровой шапке, роскошной, богатой и дорогой шубе, не только подбитой, но и сшитой из бобрового меха, да вместе с воротником.
Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку — под нею виден строгий концертный костюм. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем.
Левой рукой же, чтобы не поскользнуться на дороге, он опирается на трость из ценного дерева.
Экскурсионный тур «Хочу в Евпаторию! 8 дней» на 8 дней от 26 RUB за человека
Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках — по последней моде, да явно не по погоде. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль [5] [36] [2] [32] [44] [33] [39] [45] [46] [47] [48] [49]. В нижнем правом углу у ног Шаляпина сидит его любимый пёс — белый с чёрной отметиной французский бульдог Ройка, изображённый в натуральную величину и смотрящий преданно на своего хозяина, который держит его на поводке.
В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным. На руках у Марины обезьянка. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина [5] [2] [35] [44] [28] [39] [45] [46] [47] [49]. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине « Купчиха » [2] [47] [49].
Фон портрета — залитый солнцем ясный утренний день, зимний пейзаж, голубые и розовые тени на сверкающем снегу, холмы в сугробах, покрытые инеем кроны деревьев, ветви их облеплены снегом. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны — масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое.
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы х годов, а также декорациями к «Вражьей силе» [36] [2] [35] [28] [33] [39] [45] [46] [47] [49] [50]. Лубочный пейзаж населён по-брейгелевски , заполнен множеством фигурок — зритель может долго наслаждаться кипением праздника, феерией развлечений, разнообразными сценами пёстрой городской жизни — мчащимися конями, весёлыми извозчиками, гармонистами, подвыпившими мастеровыми, уличными скоморохами, певцами, артистами, акробатами, фокусниками и прочими затейниками, с любовью выписанными Кустодиевым [5] [22] [36] [2] [44].
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции [22] [51]. Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. У входа на ярмарку — столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции — приезде великого певца, и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут.